- А что же делать с нашим поколеньем?
- Оно пойдет на удобренье!
 


  • Артисты
  • Сценаристы
          Эмиль Брагинский
          Григорий Горин
  • Композиторы
  • Операторы
  • Поэты

     


      Сайт открыт:   18 ноября 2007 г. 
     

      Просмотров:  

    5 060 638


  • Соратники = > Эмиль Брагинский

     

    Меня частенько спрашивают: «А как же вы пишете вместе? Наверное, вдвоем сочинять значительно труднее, чем в одиночку? Литературное творчество очень индивидуальный, интимный процесс, как же вы находите общий язык в прямом и переносном смысле?»

    Попытаюсь рассказать на примерах работы с Брагинским, как протекает процесс выдумывания сюжета... Итак, мы решили сочинить вместе что-нибудь эдакое. Каждое утро мы с соавтором встречаемся. Один из нас с надеждой смотрит на другого, думая, что тот сейчас скажет что-нибудь умное. В комнате висит длительная унылая пауза, тупые глаза соавторов шарят по стенам, внутри полное ощущение собственной бездарности. Наконец один произносит:

    - Мне рассказали интересный случай.

    Глаза второго загораются в предчувствии удачи: сейчас мы схватим сюжет за хвост, как жар-птицу. Но не успевает первый закончить свой рассказ, как глаза другого потухают и он только выразительно машет рукой. Тем не менее эта новелла вызвала в мозговых извилинах напарника какую-то реакцию, что-то там зацепила, и он в свою очередь извлек из недр памяти забавную историю, которая произошла с его знакомым. Эта история тоже не может стать сюжетом, но отдельные ее элементы можно использовать. Ежедневно соавторы совершают жуткое насилие над памятью, пытаясь вспомнить занятные случаи, газетные статьи, анекдоты, фабулы других произведений (нельзя ли трансформировать так, чтобы никто не заметил?), судебные процессы, происшествия, фельетоны, истории из собственного прошлого...

    Каждый день соавторы, как это ни странно, умудряются придумать по нескольку сюжетов, но, как правило, все их бракуют. Для этого есть множество причин. Во-первых, нужно, чтобы понравилось обоим. А это бывает крайне редко. Если одному сюжет не по душе - он хоронится, причем без музыки. Во-вторых, выясняется: кто-то уже успел опубликовать нечто очень похожее. Здесь ужасно вредят эрудиция, образование, начитанность, привычка совать свой любопытный нос в печатные издания. Невежество в данном вопросе куда лучше, оно не обременяет. В использовании чужих сюжетов помогает также и отсутствие совести. С этим мы боремся, но, увы, мешает воспитание, данное родителями. В-третьих, к сожалению, необычайно была развита самоцензура - часто это портило, губило острые, интересные замыслы.

    Пока мы остановимся на каком-либо сюжете, отметаем несколько десятков других. Процесс выдумывания или нахождения сюжета длится несколько дней, а может тянуться месяцами. Этот этап совершенно неуправляем, и планирование здесь потерпело бы фиаско. Для нас выбор сюжета - момент особой ответственности. Ведь когда мы решаемся взять в качестве основы определенную интригу, то таким образом обрекаем себя на несколько месяцев труда. И в случае ошибки все это время будет потрачено впустую, а подобной нелепой бесхозяйственности, конечно, допустить невозможно.


    ...Как же все-таки рождается сюжет? Каждый раз по-разному...

    Историю о том, как какой-то человек угонял частные машины у людей, живущих на нечестные, нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома, мы оба слышали в разных городах - и в Москве, и в Ленинграде, и в Одессе. В каждом городе утверждали, что это случилось именно у них. Рассказывали, что в какой-то газете об этом даже писалось.

    История нам понравилась, мы решили на ней остановиться. Но прежде чем начинать работу над сценарием, нам хотелось убедиться в достоверности этого происшествия. Мы искали газету, но тщетно. Недурно бы непосредственно познакомиться с человеком, замешанным в столь необычном и столь гуманном преступлении. Мы обращались с запросами в юридические учреждения, но не смогли найти следов подобного судебного дела.

    И наконец мы поняли, что это - вымышленная история, легенда, принявшая обличье всамделишного случая.

    Отсутствие реального жизненного прототипа сильно озадачило нас. Однако не настолько, чтобы отказаться от самой идеи воплощения его средствами искусства. Короче говоря, в «Берегись автомобиля» основная сюжетная схема практически без всяких изменений была взята нами из жизни, вернее, из легенды.


    ...С самого начала работы наш авторский коллектив, как и всякая уважающая себя организация, принял устав. Пункт первый - полное равноправие во всем. Вплоть до того, что работаем по очереди - день у одного, день у другого. Если один приезжал к другому дважды, другой должен отработать и тоже приехать дважды. Затем от Совета Безопасности ООН мы позаимствовали право «вето». Если одному из нас не нравилась реплика, эпизод, сюжетный ход, даже отдельное слово, он накладывал «вето», и другой не смел спорить. Это было важно для экономии времени, и, кроме того, в текст попадало только то, что устраивало обоих.

    Право «вето» действовало все двадцать пять лет, ликвидируя на корню конфликты. Благодаря ему мы за четверть века совместной работы ни разу не поссорились. У нас еще все впереди.

    Третье правило нашего устава - писать всегда сообща. Находясь напротив друг друга.

    Если говорить о технической стороне работы - кто же именно водит пером, то дело обстояло так: у Брагинского в кабинете один диван, у меня в кабинете тоже один. Очень важно было первому занять ложе. Тогда другой не имел возможности лечь - некуда! И писать приходилось тому, кто сидит. Всем понятно, что писать лежа неудобно!..


    ***



    В 1953 году окончил Московский юридический институт. Как киносценарист он дебютировал в 1955 году фильмом «В квадрате 45». С середины 1960-х годов Эмиль Брагинский работает в творческом содружестве с Эльдаром Рязановым. Первой их совместной работой стала вышедшая на экраны страны в 1966 году комедийная лента «Берегись автомобиля», снискавшая огромный зрительский успех. Затем последовали «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» (по пьесе «Сослуживцы») и «Гараж»… Однако известный кинодраматург участвовал в создании и других фильмов — «Учитель пения» Наума Бирмана, «Суета сует» Аллы Суриковой, «Хочу тебе сказать» Василия Пичула, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе. Вместе с Валентином Черных Эмиль Брагинский написал сценарии к драматической ленте «Любовь с привилегиями», главные роли в которой исполнили Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов, и к комедии «Московские каникулы» с Ириной Селезневой и Леонидом Ярмольником. В числе последних работ Эмиля Брагинского — вышедшая в 1996 году комедия «Привет, дуралеи!», которую поставил Эльдар Рязанов.



    Написал сценарии:
    1. Мексиканец - 1955 (Драма)
    2. В квадрате 45 - 1955 (Приключения)
    3. Василий Суриков - 1959 (Исторический / Биографический)
    4. Если ты прав... - 1964 (Киноповесть)
    5. Маленький беглец - 1966 (Приключения)
    6. Берегись автомобиля - 1966 (Комедия)
    7. Зигзаг удачи - 1969 (Комедия)
    8. Старики-разбойники - 1971 (Комедия)
    9. Человек с другой стороны - 1971 (Приключения)
    10. Учитель пения - 1973 (Лирическая комедия)
    11. Невероятные приключения итальянцев в России - 1973 (Комедия)
    12. Ирония судьбы, или С легким паром! - 1975 (Лирическая комедия)
    13. Шаг навстречу - 1975 (Лирическая комедия)
    14. Служебный роман - 1977 (Лирическая комедия)
    15. Почти смешная история - 1977 (Лирическая комедия)
    16. Суета сует - 1978 (Драма)
    17. Гараж - 1979 (Комедия)
    18. Вокзал для двоих - 1982 (Мелодрама)
    19. Нежданно-негаданно - 1983 (Лирическая комедия)
    20. Хочу тебе сказать... - 1985 (Лирическая комедия)
    21. Поездки на старом автомобиле - 1985 (Мьюзикл / музыкальный)
    22. Забытая мелодия для флейты - 1987 (Трагикомедия)
    23. Артистка из Грибова - 1988 (Лирическая комедия)
    24. Любовь с привилегиями - 1989 (Мелодрама)
    25. Игра воображения - 1995 (Лирическая комедия)
    26. Воровка - 1995 (Лирическая комедия)
    27. Московские каникулы - 1995 (Романтическая комедия)
    28. Трамвай в Москве - 1995 (Драма)
    29. Тихие омуты - 2000 (Комедия)




     

    ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ. Помним и любим!

    1. Когда Вы впервые увидели фильм (какой?) Эльдара Рязанова и впечатлились?

    2. Какой фильм является для Вас любимым?

    3. Что Вы бы хотели сказать об Эльдаре Рязанове и его фильмах?

      Разработчики
     
    Developed by AlexPetrov  Rambler's Top100
       Copyright ©  2007-2024
      Eldar-Ryazanov.ru    


    1 2 3 4 5 6